Как работает противозаносная автоматика «Volvo» | | | ХОТЯ погода в Заполярье особой стужей не пугала (всего 5-6 градусов ниже нуля - теплее, чем в Москве!), мы были несколько обескуражены, не увидев на выходе с пресс-конференции привезшего нас автобуса. Резкий ветер и секущий лицо снег не прибавляли привлекательности предстоящей пешей прогулке. - Автобус не нужен, до гостиницы всего полтора километра вниз по спуску, - объявили организаторы и... раздали всем присутствующим детские пластиковые санки. Краткий инструктаж по управлению столь непривычным транспортом - и вперед. Скорость стремительно возрастает, а спуск начинает явно забирать влево. Черт, как же "этим" рулить? Наклоном корпуса? Страшно - можно и перевернуться. Что там говорил инструктор? Эффективнее всего поворачивать частичными притормаживаниями. Стоит только опустить руку на проносящийся мимо снег, слева или справа от санок, как траектория начинает послушно загибаться в соответствующую сторону. Чего уж проще! Как потом оказалось, это развлекательное приключение носило чисто прикладной характер. На примере детских санок можно наглядно проиллюстрировать действие современной электронной системы стабилизации. Такой, как DSTC, работу которой мне предстояло оценить на внедорожнике "Volvo XC90" и универсале "V50 AWD". Конечно, внутренние настройки системы (например, порог срабатывания) на столь разных машинах значительно различаются, но сам принцип действия остается неизменным. Алгоритм работы стабилизирующей электроники состоит из трех основных этапов. При первых признаках пробуксовки колес включается противобуксовочная система "traction control", которая уменьшает тягу двигателя, позволяя покрышкам зацепиться за скользкое покрытие. Далее специальные датчики сравнивают угол поворота руля со значением бокового ускорения. В тот момент, когда эти параметры свидетельствуют, что руль повернут, а автомобиль находится в боковом скольжении (то есть явно не вписывается в поворот), внутренние по отношению к виражу колеса начинают автоматически подтормаживать. Примерно так же, как мы рукой на санках. Тем самым машина "затягивается" в поворот. Если же и это не помогает, а ситуация усугубляется, то торможение усиливается, вплоть до срабатывания АБС. На словах выходит несложно, а как будет на деле - покажет испытательный трек. Не стоит верить ощущениям ПЕРВОЕ и, наверное, самое интересное испытание - это участок для оценки управляемости. Сотрудник полигона дает отмашку, и наш полноприводный универсал "Volvo V50 AWD" выезжает на извилистую заснеженную дорожку. Голый лед чередуется с рыхлым снегом. По краям трасса ограничена высокими сугробами, поэтому "улететь", по большому счету, не страшно. Первый круг - ознакомительный. Далее опять отмашка - и поехали. Система DSTC включена. Под стрекотание АБС прописываем крутые повороты. А ведь я стараюсь даже не касаться педали тормоза! Электроника сама задействует тормозные механизмы то с одной, то с другой стороны. Очень хорошо чувствуется, как автомобиль затягивает внутрь виража. Неприятно лишь то, что в момент, когда машина начинает скользить, не попадая в поворот, ничего сделать самому уже нельзя. Приходится ждать, пока датчики не распознают критическую ситуацию и не задействуют систему стабилизации. Конечно, это всего лишь доли секунды, но порой и они бывают бесценны… Следующий круг. Нажимаю на кнопку на центральной консоли и выключаю электронный помощник. Первый же крутой поворот показывает явные перемены в поведении «Volvo». Оказывается, выключилась только подсистема, контролирующая пробуксовку. Внутренние колеса все так же подтормаживают в повороте, срабатывает и АБС. Но у водителя остается возможность корректировать траекторию тягой двигателя. Так уже существенно лучше: вновь начинаешь в полной мере чувствовать свою причастность к управлению автомобилем. Круг за кругом, в разных режимах. Хронометрист, наверное, уже устал давать отмашки и давить на кнопку секундомера. Полное ощущение, что с отключенной DSTC едешь значительно быстрее. Но, как выяснилось, это только эмоции. Точный прибор - секундомер - утверждает обратное. Ощущение реальной скорости утрачивается за внешними "адреналиновыми" эффектами. Лучшее время получается тогда, когда едешь с включенной системой DSTC на самой грани ее срабатывания. Почти не взлетает снежная пыль, машина не "метет хвостом", а аккуратно следует оптимальной траектории. Увы, следует признать, что порой электронике действительно виднее, как надо правильно ехать. "Восьмерка" на льду ВНЕДОРОЖНИК "ХС90", оснащенный самым мощным в гамме "Volvo" мотором V8, - старый знакомый. Ездить на нем по асфальту мне приходилось не раз. Сейчас предстояло опробовать джип на льду. На участок оценки управляемости нас не пустили: "На тяжелой машине вы разобьете нам всю трассу. Для вас приготовлен внедорожный маршрут, либо добро пожаловать на круговой трек». Круг так круг, а штурм крутых склонов и глубокой каши решили оставить на потом. Как уже не раз говорилось, в реальной жизни дорогие люкс-внедорожники практически не выезжают на серьезный «off-road»… Идеальная, расчищенная от снега, окружность покрыта абсолютно ровным льдом. Чтобы убедиться, насколько он гладкий, достаточно просто выйти из машины. Стоят еще можно, а вот поднять ногу и сделать шаг уже не получается. Передвигался пешком можно, только скользя на подошвах, как на коньках. В центре и по краям окружности высокие и рыхлые сугробы. В случае чего они-то и поймают утративший контроль автомобиль. Здесь проверяют, как машина ведет себя в скольжении. На обычной дороге занос явление кратковременное. Довольно быстро либо происходит стабилизация, либо машина вылетает трассы. А здесь этот процесс значительно растягивается во времени. Играя рулем и педалью газа можно сколь угодно долго наматывать круги, удерживая "ХС90" в контролируемом скольжении. Тяжелый и мощный внедорожник на голом льду оказался очень послушным и совсем не сложным в управлении. Для того чтобы машина равномерно скользила по трассе, необходимо не давать колесам зацепиться за покрытие. При частично отключенной системе стабилизации (полностью она, как и на универсале не выключается) крутизна траектории регулируется тягой - стоит добавить газа, как машина уходит на больший радиус, сбросить - и внедорожник стремится приблизиться центру круга. Включаем DSTC, и размашистого скольжения уже не получается. Все усилия электроники оказываются направленными на восстановление сцепления колес с поверхностью трека. Автомобиль всеми силами стремится следовать траектории, намеченной поворотом руля, и соскальзывает наружу лишь в том случае, если скорость слишком велика. Все стабильно. Все прогнозируемо. Все безопасно. Что и требуется от современной системы курсовой стабилизации. |